top of page

Карты-Призвания постоянно совершенствуются.
Вы всегда получите необходимую поддержку!

Автор методики Светлана Седун

Светлана Седун психолог-профконсультант, автор карточной методики "Карты-Призвания"/Masters/

о себе Клиентам

Здесь будет видео, где автор сама озвучивает опубликованный текст

Чем я занимаюсь и как работаю
(статья для клиентов)


Дорогие клиенты и пользователи

"Карт-Призвания",
Спасибо, что вы зашли на мой сайт. Если вы читаете этот текст, это значит, что, вероятно,

у вас есть ко мне некоторые особые вопросы.  Я открыта для контактов, и мы всегда можем просто поговорить, если Вы позвоните мне на мобильный (см. в конце текста) или напишете на Facebook. 
Ниже - несколько абзацев о том, как я работаю, чем занимаюсь, и для чего разработала "Карты-Призвания"

 
О картах

Я разработала "Карты-Призвания", чтобы у вас был инструмент для самопомощи, когда вы стремитесь самоопределиться, развить свою личность, изменить что-то в жизни, поддержать себя в трудных ситуациях.  И конечно, чтобы вы могли самостоятельно осваивать роли, которые приносят радость
и смысл, развивают ваши компетенции и открывают новые горизонты. Чтобы ваша предпочитаемая жизненная история становилась богаче и разнообразнее.
Чтобы роли, которые воспитала в вас мудрая культура, напомнили о себе и поддержали вас в минуты сложных выборов и испытаний. Однако, иногда этого оказывается недостаточно..
 
По каким вопросам я могу помочь?
 
Я - психолог-профконсультант, работающий
со взрослыми людьми. Это значит, я помогаю решать проблемы, связанные с самоопределением в деятельности, профессиональной реализацией, профориентацией. В отношении взрослых людей это, как правило, означает также разрешение текущей профессиональной ситуации, проблем с работой или планируемым обучением, преодоление кризиса профессионального развития (профессиональный потолок, утрата смысла деятельности, нечёткие профессиональные цели, отсутствие жизненной и профессиональной перспективы,  поиск призвания во взрослом возрасте и т.п.). 
Я также могу работать по более глубоким 
запросам, таким как профессиональное выгорание, поиск творческого решения для сложных профессиональных задач и т.п.

"Карты-Призвания" - один из авторских инструментов моей работы, но далеко, разумеется, не единственный.

Если Вы нуждаетесь в моей помощи при работе с картами или хотите поговорить 
про любые аспекты самореализации в деятельности, я постоянно веду индивидуальные сессии, а иногда - и группы.
 
ссылки:
мой сайт как профконсультанта
- помощь клиентам по работе с картами
 - мои координаты для записи на сессию
   и любого другого диалога
Как именно я работаю

Мои сессии похожи на психологическую беседу: преимущественно это разговор (формат живого диалога).  Я не часто использую тесты ( больше слушаю самого человека, помогаю ему осознать его индивидуальный и профессиональный опыт
и стремления).  Но иногда мы можем исполь-зовать разные вспомогательные  методы (профориентационные карточки, создание профессионального  резюме или портфолио, экспертную поддержку и т.д.) как помощь в процессе диалога. Я также могу давать вам письменные и другие домашние задания.
Философия моей работы - поддержать лучшее из того, что вы проявляете,  помочь вам самим определиться в своей позиции (поскольку вы - лучший эксперт в своей жизненной ситуации
и предпочтениях), не чинить то, что не ломалось. В то же время, я работаю с весьма сложными профессиональными случаями,  такими как профессиональное выгорание и решение сложных, творческих профессиональных задач.

Если у вас есть вопросы  или вы хотите просто поговорить, чтобы уточнить какая именно  помощь от специалиста вам нужна (сформулировать запрос), вы всегда можете
написать мне письмо или позвонить.  Я всегда открыта для беседы с Вами (по крайней мере, во второй половине дня))

 
ссылки:
мой сайт как профконсультанта
- помощь клиентам по работе с картами
 - мои координаты для записи на сессию
   и любого другого диалога

 

Автор методики "Карты-Призвания"

 

Седун Светлана Сергеевна

– директор профконсультационной лаборатории "Мастер",
психолог-профконсультант с 25-летним стажем (работает со взрослыми людьми в кризисе профессионального развития), тренер, нарративный практик.  Образование: аспирантура по специальности "Психология развития, акмеология" (Кафедра индивидуальной и групповой психотерапии Московского государственного психолого-педагогического университета). Тема диссертации "Консультацион-ная поддержка профессионала в кризисе профессионального разви-тия". Факультет социологии (кафедра Социальной психологии и

управления персоналом (Государственный университет управления). Автор методик, а также книг-тренингов по коррекции профессио-нального пути и жизненной самореализации, множества индивиду-альных интервью на московских радио- и ТВ-каналах по вопросам профессионального развития и кризисам профессионального развития у взрослых.

сайт: www. work-idea.ru

 

Коллегам

Статья для коллег о сути инструмента

 Дорогие коллеги, здравствуйте, несколько слов о сути материала:


"Карты-Призвания" \Masters\ - инновационная карточная методика, предназначенная для активизации культурно-деятельностного и профессионального самоопределения , а также работы с социокультурным ресурсом личности.
История создания карт связана с моей работой над диссертацией. В процессе изучения особенностей динамики процесса профессиональ-ного самоопределения, побочным образом, я обнаружила интересный факт:  любое профессиональное самоопределение, в любом возрасте, на определенном этапе обращается к базовым ролям культурно-значимой деятельности, черпая из них ключевой ресурс для формирования индивидуальной профессиональной позиции.
Прежде чем обратиться к собственной профессиональной или рабочей роли, в ситуации кризиса,  человек формирует "ядро" самоопределения - идентификацию с фундаментально значимой деятельностной пози-цией -  сопоставляет себя с одной или несколькими базовыми ролями, которые можно назвать архетипичными для культуры, в которой он воспитан.
Эти роли представляют собой не профессии, а некую структуру типов человеческой деятельности, без которых, в целом, не могут существо-вать и развиваться человеческое общество и  культура. (Примеры таких ролей: Мыслитель, Хозяин, Путешественник, Мать, Герой, Священник, Судья, Наблюдатель, Ремесленник, и т.п.).
Исследуя суть вопроса, я пришла к выводу, что данный пласт ролей, в

их комплексе, составляет "ресурсную базу" личности при поиске позиции практически в любой проблемной ситуации.  Дальнейшие исследования подтвердили "архетипичность" данного пласта ролей:  роли составляют не столько профессиональный, сколько общекультурный ресурс личности. Каждый человек обладает ресурсом всех ролей без исключе-ния. А вот активизируются - конкретные роли, по мере их востребо-ванности социальной, профессиональной и жизненной ситуацией. 

Осознав, чтó за содержательное поле ролей составляет базу самоопределения, его функции в структуре деятельности и культурного бытия человека, а также мультидисциплинарность этого поля,  я поняла, что данная система ролей обязательно должна лечь не только в основу методик профессионального самоопределения и профориентации,  но что она может стать ценным ресурсом (жизнестойкости личности) в любой жизненной ситуации.
Я стала искать профессиональный инструмент, который бы уже работал на данном поле в психологической практике. Однако, его не оказалось. Более того, не существовало классификации, которая могла бы в готовом виде лечь в основу такого инструмента.

Классификации типов профессиональной деятельности существуют, однако, они отражают структуру именно профессионального поля. В то время как культурно-деятельностное поле много шире: оно включает в себя родовые, духовные роли, те, что поддерживают социальную коммуникацию и т.п., оставаясь при этом выраженно деятельностными и явно культурно-значимыми (примеры - Зритель, Изгой, Мать, Замещающий родитель, и многие другие). Существуют также культурно-антропологические классификации деятельных человеческих ролей. Однако, все они признаются учёными неудовлетворительными (прежде всего обвиняются в пересечённых основаниях классификации), имея множество недочётов для наших методических целей и задач профессионального развития.
На основе изученных классификаций,  я (как социолог по базовому образованию и психолог по дополнительному) создала собствен
ную классификацию - ориентированную на задачи активизации 
самоопределения в деятельности.  Созданная мною система ролей включает в себя базовые роли, необходимые обществу для: выживания, воспроизведения, пополнения ресурсами,  обеспечения безопасности
и коммуникации, для развития, исследования окружающего мира, духовной опоры и т.д.. Я старалась минимизировать, насколько возможно, количество ролей для нужд практики, без потери содержательности для всей системы в целом. 

Что касается самой методики работы с "Картами-Призваниями"

Как я уже писала в разделе "О методике", методологической основной "Карт-Призвания" является постнеклассическая методология и принцип междисциплинарности. Культурно-исторический и деятельностный подходы. Особый акцент делается на принцип субъектности и на возможности нарративной практики, открывающей перспективы не только для рефлексии субъектом своей культурно-значимой деятель-ности в прошлом, но и для поиска смысла деятельной позиции в будущем.

Система культурно-деятельностных ролей -  базовый культурный ресурс
личности, основа её субъектной позиции в проблемных ситуациях. И я исхожу из того, что этот ресурс накапливается, прежде всего, в ходе воспитания и развития личности, индивидуализации и накопления ею личного и культурного опыта. То есть, этот ресурс проявляется, осваивается, развивается и предпочитается индивидом осознанно).
В этом смысле, называя культурно-деятельностные роли "архетипическими" , я говорю не о архетипах К.Г.Юнга  (принадлежащих
области коллективного бессознательного), а об архетипических формах, как их понимает широкое поле гуманитарных наук.

Исходя из заявленной позиции, я 
заложила в основу методики классическую для разработок в области самоопределения  философию 
самоидентификация и самоопределение личности, поиск ею ресурсов в культурном поле соотносится не только с полем самой деятельности, полем индивидуального и культурного опыта, но и с полем смыслов, которые позволяют интерпретировать эту деятельность, способны влиять на выбор личностью собственного пути и идентичности. 
Человек развивается через образы культуры и затем развивает их сам.

Ключевыми в работе с методикой "Карты-Призвания" оказываются, соответственно, такие подходы и приёмы как: многоплановое 
манипулирование массивом карт, позволяющее структурировать свои смысловые предпочтения; изучение ролей в общем культурном поле (через книги, фильмы, рассказы знакомых и т.д.); пробы ролей в живой деятельности; рассказывание личных, а также особых и универсальных культурных историй, помогающих найти личностный смысл той или иной деятельностной роли.
 
Осваивая пространство культурно-деятельностных ролей, человек постепенно движется от знакомства-освоения-присвоения роли к формированию собственного смысла опосредованной ролью деятель-ности, идентификации со значимыми культурно-деятельностными ролями, а после - к их осознанному преобразованию в культурном поле.
 
Я разработала комплекс базовых упражнений с картами, активизирующих и развивающих механизмы смыслообразования и самоопределения.   На разных этапах знакомства с "Картами-Призвания" и в зависимости от ситуации клиента, эти упражнения позволяют:  1) изучить или освоить, через пробы деятельности или информационное поле, пространство малознакомых ролей, присвоить соответствующий ролям опыт, уже содержащийся в культуре; 2) самоопределиться и найти собственные смыслы в организации (смыслового) пространства ролей; 3) трансформировать свою культурно-деятельную идентичность и предпочитаемую историю ;  4) и наконец, индивидуализировать собственную позицию в культурно-значимой деятельности, придав знакомым ролям перспективную - совершенно уникальную, личную форму.
 
 

Комментарий-1

О профориентационных карточных методиках,

классификациях и новом инструменте

В теме профессионального самоопределения, с начала 1980-х годов, превалирует "молекулярный" подход к описанию профессиональной деятельности. С точки зрения этого подхода, профессия (Е.А.Климов,

Н.С. Пряжников), либо работа (Н.Р. Боулс, С.С. Седун), либо же специальность, удобно описываются как некая молекула (конструкция "Lego"), состоящая из различных "атомов" и "ионов" , характеризующих разные аспекты данной конкретной деятельности (её особый тип, предмет, цели, условия труда и т.д.).  На базе данного подхода выстроены многие профориентационные тесты, лучшие карточные профориентационные методики (такие как, например, "Профессьянс"),  этот же подход лежит в основе вновь построенной модульной системы высшего профессионального образования.  В 2005 году, я написала книгу, где изложила собственную авторскую методику, поддержива-ющую данный подход,  объяснив, как именно он приложим к теме коррекции профессиональной карьеры.
 

Считая эту тему вполне изученной, я сосредоточилась на аспектах самоопределения в деятельности, касающихся фундаментальных механизмов, обеспечивающих процесс самоопределения в деятельности. И, как я уже писала выше, нашла там пласт, в котором роли не могут быть естественным образом описаны или структурированы "молеку-лярным" образом - хотя бы потому, что  включают механизм, интег-рирующий личность вокруг - единого, целостного и неделимого - фундаментального культурного образа.

Комментарий-2
О "культурно-деятельностном самоопределении"

и теме Призвания

 
В контексте профориентации и профконсультирования  (да и в психологическом консультировании),  мы часто произносим слово "Призвание". Однако, что именно оно означает в научном ключе, до сих пор никем не определено. Представляясь то "делом жизни" или "социально-значимой миссией", то "максимально удачной точкой
приложения профессионального усилия" или "удачно выбранной профессией",  "истинное призвание" остаётся, в чисто понятийном плане, традиционно, всё же, понятием скорее духовного, нежели профессионального поля.  (И объяснение этому, безусловно есть).
В науке же, Призвание выглядит скорее эмпирическим критерием 
удачного  или неудачного выбора деятельности, чем понятием, с которым можно было бы как-то обойтись в процессе поиска пути. 
Долгое время я пыталась найти сугубо научное понятие, с высоким эвристическим и объяснительным потенциалом, которое было бы наиболее близким к общеупотребимому слову "Призвание".  Таким понятием стала категория  "итога культурно-деятельностного самоопределения" -  самоопределения личности в пространстве культурно-значимой деятельности. Эта категория относится к ролям не столько профессиональным, сколько к базовым ролям, придающим некой качественно особой человеческой деятельности жизненно-необходимый функциональный и культурный смысл.
 
Остальное можно обсудить со мной лично.. )
 

Я открыта для профессиональных контактов, и буду рада подробнее поговорить с коллегами и единомышленниками!

Со мной можно связаться разными способами через этот раздел:

мой профессиональный сайт для клиентов: work-idea.ru

О методике

Обучение и супервизия

 

 

Здесь будет видео, где автор сама озвучивает опубликованный текст

https://www.cards-masters.ru/o-metodike

https://www.cards-masters.ru/копия-все-версии-обзор-1
https://www.cards-masters.ru/ob-avtore-1

https://www.cards-masters.ru/otzyvy
https://www.cards-masters.ru/

bottom of page